УКРАИНСКИЙ СОЮЗ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ

СУМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ГЛАВНАЯ                                                                             БИБЛИОТЕКА

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских периодов становления, период становления личности. Практическому психологу важно найти эффективные пути помощи подросткам пережить этот период. Для этого  необходим творческий подход в отношениях «взрослый - ребенок» и создание творческого пространства, в котором подросток может исследовать способ и форму его построения, свою роль и свое поведение, осознавать взаимосвязь этого поведения со своим поведением в жизни, пробовать использовать новый опыт в конкретной жизненной ситуации (например, разыграв ее «здесь и сейчас»).

Особенно важно в подростковом возрасте развивать способность осознавать собственные границы. При этом необходимо, не лишая подростка спонтанности, научить уважать границу другого человека.

Подросток активно сопротивляется требованиям взрослых, часто становясь агрессивным, нарочито-эпатажным в проявлении себя, своих желаний, взглядов.

При этом подросток видит «наезд» на свою границу в любом замечании взрослого, и, как следствие, распространяет свои границы на окружающий мир больше, чем ему на самом деле этого хочется (если уж слушать музыку, то обязательно на полную громкость; если уж гулять, то до утра и т.д.)

Задача психолога, работающего в гештальт-подходе - помочь ребенку установить реальный контакт, как со своими потребностями и чувствами, так и с окружающими его людьми. При этом, важно помнить об уважительном подходе к хорошо изученной чужой территории подростка.

Как это сделать? Благодаря свободному использованию творческих, игровых и телесных техник гештальт-терапию можно успешно использовать в оказании психологической поддержки детям и подросткам, в которой они нуждаются, когда сталкиваются со своими личными проблемами.

В подростковом возрасте более эффективны групповые формы работы, но если проблема слишком глубокая и интимная обычно вначале я работаю с подростком индивидуально, а потом предлагаю ему участие в тренинговой группе.

Подростки не часто приходят к психологу с конкретным запросом. У ребят часто возникают ситуации, которые они хотят обсудить, но они в основном стремятся просто поделиться тем, что происходит в их жизни, или пожаловаться на школу и членов семьи. В то же время, они оказываются не в состоянии глубже проникать в самих себя.

В этом случае, необходимо предоставить им средства, которые позволят открывать их внутренний мир. В этом могут помочь психологу методики, основанные на методе проекции. Т.е. ребенок рисует картинку или рассказывает историю и на первый взгляд может показаться, что они не имеют никакого отношения к самому ребенку и его жизни. Дети проецируют на других то, что чувствуют сами, но не в состоянии оказаться лицом к лицу с тем фактом, что они сами испытывают эти чувства. То, что ребенок выражает через различные образы, может отражать его фантазии, тревоги, страх, фрустрации, отношения, обиды, желания, потребности и чувства. Все это ценный материал, который можно использовать для работы с ребенком.

Для того, чтобы открыть путь к беседе с подростком можно предложить ему нарисовать картину своей жизни; самый счастливый день в его жизни; нарисовать мир в красках, формах, линиях; место, в котором он счастлив; образ того, как он чувствует себя в данный момент; воображаемое животное, предложить побыть этим животным и рассказать о себе историю от его имени; изобразить каракули с закрытыми глазами, с помощью движений рук в воздухе или на большом листе бумаги; выбрать любой предмет в комнате и от его имени рассказать о себе; заняться живописью с помощью пальцев, сочинением рассказов, сказок и т.д.

Исходя из того, что ребенок выразит в процессе рисования или сочинения рассказа, можно строить дальнейшую работу, используя эксперимент, проигрывание возможных ситуаций или особенностей поведения, экспериментальный диалог, обмен ролями, «пустой стул», «разговор с полярностями», «технику челноков» (похоже ли то, что происходит «здесь и сейчас», на то, что происходит в твоей жизни и т.д. Например, при работе, направленной на развитие уверенности в себе, я могу предложить подростку нарисовать, как выглядит его уверенность, рассказать о себе от ее имени, поговорить с ней, обменяться ролями, побыть ее и взять с собой что-то из этой роли. При работе с чувствами, которые сдерживаются, я могу предложить подростку их выразить с помощью техники «пустого стула», представляя человека, которому адресованы эти чувства сидящим напротив. При этом, важно отыграть «незаконченную ситуацию», выразив чувства, которые таились в ребенке, но были слишком опасны, чтобы выйти наружу.

В групповой работе с подростками вначале лучше использовать различные игры (например, «Невербальное знакомство», «Разговор руками», «Скульптур и глина», «Скульптура настроения», «Ты будешь мной, а я тобой» и др.), которые позволят установить контакт и войти в терапевтическую ситуацию. В ходе занятия можно применять различные психотерапевтические техники в зависимости от потребностей и реальных проблем участников группы, например:

- разыгрывание сцен, групповые игры, ("Разыграть несколько сцен из жизни", «Исполнение желание», «Семья», «Публичное выступление», «Привлечь внимание», «Преувеличенное поведение», «Разговор с противоположным полом» и т.д.);

- можно предложить участникам попробовать что-то новое в своем поведении "здесь и сейчас";

- предложить разыграть разговор с разными частями своего тела; презентовать в парах самою привлекательную и самою нелюбимую часть своего тела;

- разыграть ситуацию, которая является проблемной в жизни подростка;

- построить из участников группы скульптуру «Ум, тело, чувства";

- проиграть в группе поведение, противоположное тому, которое не нравиться и т.д.

Для исследования границ - контакта у подростков я использую методику "Групповой рисунок". Я предлагаю подросткам вместе нарисовать картинку на одном листе ватмана, изображая просто разнообразные формы и цвета. Иногда возникает борьба за пространство на бумаге, и интересно наблюдать, как решается эта проблема. Уступает ли один другому, существует ли согласие, вторгается ли один на территорию другого? Можно обсудить с подростками: "Какие чувства возникают у вас, когда вас вытесняют из вашего пространства? Испытываете ли вы такого рода чувства в жизни? Чувствуете ли вы себя подобным образом дома?" и т.д. Состояние ребенка в этот момент часто достаточно хорошо отражает его состояние в жизни.

Если подросток обращается с проблемой взаимоотношений с одноклассниками (что часто говорит о нарушениях на границе - контакта), можно предложить ему нарисовать рисунок на тему: "Мое общение с одноклассниками", «Я в классе», «Я и мои одноклассники», а затем разыграть диалог между подростком и его одноклассниками, к котором у него есть гнев и обида, с целью высвобождения негативных эмоций и осознания своего повторяющегося паттерна поведения (например, агрессивной жертвы). Затем можно предложить проиграть диалоги с одноклассниками реализуя новые стратегии поведения (ответить по-другому, не так как обычно, например, с юмором и т.д.). В процессе прямых диалогов с одноклассниками ребенок получает возможность переживать чувства, касающиеся своих отношений с другими, и стратегии желаемого поведения. При работе с нарушениями границ - контакта, можно предложить подростку пережить собственное общение с одноклассниками «здесь и сейчас», используя для этого предметы, которые будут символизировать самого подростка и его одноклассников. Психолог может построить эксперимент по исследованию собственных границ подростка, предложив почувствовать состояние предметов на собственном опыте. Эксперимент будет направлен на осознавание контакта с внешним миром, прежде всего со своими сверстниками.

В работе с неуверенностью, страхами, трудностями общения у подростков я часто использую метод коллажа. В начале работы я выявляю волнующую подростка тему и предлагаю сделать на эту тему коллаж из цветной бумаги, газет, обоев, ткани, камушек, ракушек, лоскутков, пуговиц и т.д. Необходимо выявить наиболее дискомфортное (тревожное, страшное) место и самое комфортное (ресурсное) место для ребенка. Далее можно предложить подростку рассказать о своих чувствах и разыграть диалог между полярными чувствами (например, между страхом и уверенностью и т.д.). В конце важно обсудить с подростком переживания, поделиться мнениями, с целью интеграции контрастирующих частей «Я» подростка.

Таким образом, можно сказать, что работа гештальт-терапевта будет направлена на развитие чувства «Я», что позволит подростку устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении.

 

 

 

Copyright 2008. Ukraining group psychologist. All Right Reserved.
Design by Ksena12