УКРАИНСКИЙ СОЮЗ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ

СУМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ГЛАВНАЯ                                                                             БИБЛИОТЕКА

Ребенок во многом становится таким, каким, его делает жизнь, как раньше, так и сейчас.    Он не является пассивным участником общественного развития или жертвой игры генетических сил. Он не почва, вспаханная наследственностью под посев жизни.

 Януш Корчак

 

С точки зрения гештальтподхода, роль агрессии в установлении контакта и оформлении границ личности неоценима.

Агрессивность (от латинского ad-gressere – приближаться к другому человеку; близко по смыслу к pro-gressere, противоположно re-gressere – отходить, идти назад). По мнению Перлза (основателя гештальт-терапии), агрессивность необходима для активной ассимиляции внешнего мира и позволяет избежать интроекций. К примеру, чтобы переварить яблоко, необходимо сначала его разгрызть и прожевать.

Ребенка могут воспринимать как агрессивного, если он  просто выражает свой гнев. В гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. Важно понимать, что в данном случае, агрессивное пове­дение не только проявление гнева, но и отражение реальной ситу­ации. Акты агрессии часто называют антисоциальными. Они могут включать в себя деструктивное и разрушительное поведение, воров­ство, поджог. Можно воспринимать ребенка, который обнаруживает де­структивное поведение, как человека, которым движет чувство гне­ва, отверженности, незащищенности, тревоги, обиды и часто неспо­собность к четкому восприятию своей личности. У него также часто отмечается низкая самооценка. Он неспособен или не хочет, или боится выразить то, что чувствует, потому что если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что должен сохранить ту же линию поведения, что это путь, способствующий выживанию (потому что когда-то с помощью такого поведения действительно выживал.)

Clark Moustakas описывает такого обиженного ребенка как мотивированного недифференцированным чувством гнева и страха. Его поведение может демонстрировать враждебность по отношению почти ко всем и всему. Родители и учителя часто считают, что нарушения поведения у такого ребенка связано с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением поступать так, а не иначе. Однако именно окружение провоцирует ребенка к такому поведению. Он не чувствует способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувства страха и гнева. Он не знает, как справиться с чувствами, которые порождает в нем это недружественное окружение. Когда ребенок пристает к кому-нибудь, он делает это потому, что не знает, что еще он может сделать. Чаще всего ребенок не становится агрессивным неожиданно. Этот процесс, как правило, постепенный. До какого-то момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не наступят выраженные изменения поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой восстановить социальные связи. Ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает. Он делает то единственное, что может себе представить, чтобы продол­жить борьбу за выживание в своем мире.

 

 

Copyright 2008. Ukraining group psychologist. All Right Reserved.
Design by Ksena12